Это спектакль-притча.
Перед нами — история нескольких поколений одного семейства, запечатленная в виде нескончаемой череды рождественских обедов. Мы видим, как жизнь неумолимо замыкает людей в цикле рождений и смертей, вырваться из которого невозможно. Мы все, как и герои спектакля, семья Бэйярдов, живем, не замечая красоты каждого мгновения жизни, не успевая разглядеть ускользающего главного, понять самоценность бытия.
Режиссёр-постановщик — засл. артист РФ Юрий БОБКОВ
Художник-постановщик — Юлия ПОЛИВАНОВА
Музыкальное оформление — Михаил СОБОЛЕВ
Световое оформление — Игорь КАЛИНИН
Действующие лица | и исполнители: |
Матушка Бэйярд | Екатерина Притчина Ирина Смирнова Ирина Прокошина-Березина |
Родерик, её сын | Александр Петрачков Герман Акимов |
Лючия, жена Родерика | Наталья Кораблёва |
Кузен Брендон | Сергей Овинов Евгений Смирнов |
Дети Родерика и Лючии: | |
Чарльз | Иван Коротышёв |
Дженивива | Анна Солдаткина |
Ленора, жена Чарльза | Ксения Рыжкова |
Кузина Эрменгарда | Засл. артистка РФ Наталья Гончарова |
Дети Чарльза и Леноры: | |
Лючия младшая | Анастасия Сорокина Марианна Захарова |
Родерик Брендон-мл. | Алексей Бутин |
Сэм | Никита Манылов |
Ден | Александр Рябков Алексей Чумак |
Человек со множеством имен | Валерий Жеребцов |
Девочка | Елена Васильцова |
Премьера состоялась 5 мая 2001 г.
Фото: Алексей Гольянов
Вчера наконец-то сходил на «Долгое счастливое рождество»...
...У меня нет слов...
После просмотра спектакля, в горле стоял ком, было какое-то непонятное чувство безисходности и тревоги.
Я сразу позвонил родителям, абсолютно не помню, о чём они говорили, но они говорили-говорили, а я был счастлив...
счастлив от того, что слышу их голоса...
Скажу просто: советую всем, не пожалеете.
Театр «Манекен», первое знакомство
Так, ну будем все-таки по порядку. Сначала вчерашний театр «Манекен» (Челябинск). Торнтон Уайлдер, «Долгое счастливое рождество».
Впечатления вполне оправдывающие и дальнюю дорогу, и затраты. Сказать, что шедевр я, пожалуй, все-таки не рискну, но спектакль очень интересный. Необычный по построению, скорее притча, чем мистерия. Я бы сказал, что очень режиссерский, наполненный постановочными решениями, образами-символами. Захватывающий и держащий в напряжении почти до конца.
«Почти» несколько портит дело. Я, конечно, говорю только от своего имени, но мне финальные сцены (возвращение Лючии-младшей) показались очень сильно лишними. Попыткой сказать словами то, что зритель должен был бы прочувствовать. И ведь не было необходимости в этой потере целостности, все было сыграно очень хорошо и так… А это самый финал. «Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза», что делать.
Возможно, мне несколько не повезло в выборе спектакля для первого знакомства с театром. Это не упрек, просто сама форма спектакля подразумевает несколько схематичную игру артистов. Заложенная пьесой отрывочность переживаний не позволяет актерам прожить сколь-нибудь подробно человеческие характеры. Вот только что Лючия или Чарльз молоды — и вот не вставая из-за стола они уже должны быть другими, прошло много лет. Они и есть другие, но эпизодики мелкие, ничего ощутить просто не успеваешь. К тому же выведены в основном только самые яркие моменты человеческой жизни, рождение и смерть… А яркие они ведь не сами по себе, а в сравнении с прочей жизнью. А прочего-то и нет. Ну, то есть декларируется, но и только. Опять же, актеры в этом не виноваты, и даже то, что им удалось сделать, сделано вполне на уровне. Очень сильно сыграна сцена рождества после смерти Сэма…
Единственный, у кого роль более-менее цельная — человек со множеством имен. Замечательный персонаж, очень интересно придуманный и прекрасно сыгранный. Если не ошибаюсь, артист Валерий Жеребцов. Нисколько не сомневаюсь, что и другие актеры не слабее. Просто нужно посмотреть их в других спектаклях. Да-да, я знаю о проблемах. Постараюсь не откладывать. Основная общая характеристика, которую я вынес из первого знакомства с «Манекеном» — интересно! Интересный театр, интересные люди. Челябинцам повезло! Жаль, что не все это понимают…
Искренне рекомендую посетить спектакль «Долгое счастливое рождество» театра Манекен. Очень интересный сценарий, который на простой почти цикличной линейке событий поднимает сложные вопросы жизни и смерти, отношения отцов и детей, необходимости ценить каждый миг… и только любовь не проходит. Хотя на самом деле каждый видит свое.
А какая игра актеров? Просто волшебная. И режиссура. Как всегда нестандартный подход Манекена, который позволяет не перегружать зрителя деталями, а образами и игрой показать обстановку и всю гамму чувств. Вообще метафоричность почти во всем. «Стреляет» даже глобус, как бы невзначай оставленный школьной учительницей у обеденного стола. Как же искусно на довольно небольшой сцене показаны параллельные события нашей обыденной жизни и «потустороннем» мире.
Вообще спектакль постоянно держит в напряжении, чего зачастую нельзя сказать о многих кассовых фильмах. Постоянно находишь что-то свое, что-то безумно трогательное, после чего сердце сжимается.
Может быть, все это объясняет аншлаги в театре, когда люди сидят даже в проходах?